«Двойная» жизнь Григория Березкина

Как связанный с Кремлем олигарх пытается реабилитироваться в глазах Запада


Владелец группы «ЕСН» миллиардер Григорий Березкин, в апреле включенный в санкционный список Евросоюза, решил реабилитировать себя в глазах западной деловой и политической элиты. С целью добиться снятия персональных санкций, он обратился за помощью к влиятельным лоббистским структурам, а также инициировал появление в ведущих англоязычных изданиях «Forbes» и «Politico» публикаций, авторы которых заостряют внимание на деятельности принадлежащего Березкину медиахолдинга РБК, который позиционируется ими как «независимое СМИ», находящееся под угрозой закрытия. При этом западные журналисты игнорируют тот факт, что с именем Березкина связано также провластное издание «Комсомольская правда», в положительных тонах освещающее проведение спецоперации на Украине. Более того, лоббисты интересов российского олигарха сознательно умалчивают о тесных связях их клиента с Кремлем, в частности, давней дружбе с экс-премьером, действующим зампредседателя Совбеза Дмитрием Медведевым, а также контактах с главой банка ВТБ Андреем Костиным, который может оказывать влияние на редакционную политику якобы либерального РБК. Известно, в частности, что в свое время редакция холдинга под угрозой увольнения запретила журналистам освещать громкий скандал, связанный с «подарками», которые Костин делал своей любовнице, телеведущей Наиле Аскер-Заде за счет средств кредитного учреждения. Этому предшествовало появление в СМИ информации о том, что доля компании-учредителя холдинга находится в залоге у ВТБ. Кроме того, РБК получил известность регулярным освещением прошлогодних оппозиционных акций в поддержку Алексея Навального (внесенного в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга), ресурсы которого олигарх Березкин использовал в собственных целях. В частности, для «слива» компромата и информационных «атак» на президента «Транснефти» Николая Токарева и экс-главу РЖД Владимира Якунина. В прессе неоднократно писали о намерении миллиардера перебраться на Запад, однако крест на этих планах поставили санкции и последовавшее за ними сообщение о лишении Березкина паспорта Кипра.

Березкин между РБК и «Комсомолкой»

В сети появились сообщения об очередной инициативе миллиардера Григория Березкина: он решил прибегнуть к услугам влиятельных западных компаний-лоббистов и с их помощью добиться исключения своей фамилии из санкционного списка Евросоюза, в который был включен в минувшем апреле. Напомним, что ранее владелец группы «ЕСН» оспорил введенные в отношении него персональные санкции, направив соответствующий иск в европейский суд в Люксембурге.

Не исключено, что началом кампании по «обелению» российского олигарха в глазах западной элиты стали публикации, с небольшим интервалом вышедшие в двух ведущих англоязычных изданиях – «Forbes» и «Politico». Оба материала содержат ряд практически идентичных утверждений, акцентирующих внимание на принадлежащем Березкину медиахолдинге РБК, который, по мнению авторов, «объективно и непредвзято»освещает украинские события, является«одним из последних независимых СМИ в России»и даже якобы находится под угрозой закрытия. В качестве примера прессинга со стороны власти и информационной независимости приводятся судебные разбирательства холдинга с госкорпорацией «Роснефть».

Странно, что, превознося деятельность РБК, представляющего собой, чуть ли не последний оплот российского либерализма, западные журналисты оставляют без внимания другой медиа-актив, связанный с олигархом –провластное издание «Комсомольская правда», при освещении событий на Донбассе не позволяющее себе ничего лишнего. В том, что Березкин «окучивает» информационное поле сразу с двух сторон – официально-патриотической и умеренно-либеральной – нет ничего удивительного: бизнес есть бизнес. Вот только господа-лоббисты из западных СМИ начали работать чересчур топорно: в их писаниях уже обнаружили признаки банальной заказухи.

Справедливости ради заметим, что связь миллиардера с «Комсомольской правдой» в последние годы неоднократно ставилась под сомнение. Так, еще в 2017 году «Коммерсант» со ссылкой на собственный источник, писало том, что Березкин не управляет изданием, контроль над которым перешел к связанному с Юрием Ковальчуком петербургскому бизнесмену Сергею Руднову, сыну основателя «Балтийской медиагруппы» Олега Руднова. В других публикациях говорилось о принадлежащих Руднову-младшему 45% «Комсомолки». Как бы то ни было, но в настоящее время актуальная информация о владельцах АО «Издательский Дом «Комсомольская Правда» в открытых источниках отсутствует, а само предприятие находится в процессе реорганизации.

Банкир Костин и «золотое» молчание РБК

Но даже если предположить, что миллиардер действительно не оказывает влияния на редакторскую политику «Комсомольской правды», то утверждения о якобы независимой деятельности РБК вполне могут быть поставлены под сомнение. Известно, что Григорий Березкин выкупил 65% медиахолдинга вместе с долговыми обязательствами у владельца группы «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова в июне 2017 года. А в 2019-м в СМИ появилась информация о том, что спустя месяц после заключения сделки, доля принадлежащей Березкину компании «Сотол проект» в ООО «РБК онлайн» оказалась в залоге у банка ВТБ.

Именно «РБК онлайн», как уточняли «Ведомости», являлась официальным учредителем газеты, журнала и информагентства РБК. В октябре 2020 года ООО «РБК онлайн» было ликвидировано с нулевой выручкой и убытками в размере 19 млн рублей. Его правопреемником на сегодняшний день является одноименное АО, данные об учредителях которого в открытых источниках не указаны.

Комментируя ситуацию, в пресс-службе группы «ЕСН» говорили об оформлении в ВТБ банковской гарантии, необходимой для направления миноритариям обязательной оферты; информацию в ЕГРЮЛ называли «ошибкой» и уверяли: взаимные обязательства с кредитным учреждением«полностью исполнены». Тем не менее, произошедшее наводило на мысли о финансовой зависимости медиахолдинга от госбанка и его многолетнего главы Андрея Костина. Грубая, но точная поговорка гласит: кто девушку ужинает, тот ее и танцует. В рассматриваемом случае, банкир Костин «ужинал и танцевал» бизнесмена Березкина, получив рычаги влияния на информационную политику РБК.

Подтверждением может служить инцидент, имевший место весной 2019 года. Тогда руководитель редакции РБК Елизавета Голикова под угрозой увольнения запретила авторам освещать скандал, связанный с «подарками», которые глава ВТБ Костин делал своей пассии телеведущей Наиле Аскер-Заде за счет возглавляемого им учреждения. Речь шла о двух московских квартирах площадью 228 и 115 кв метров, 326-метровых апартаментах, дорогих иномарках и прочей роскоши, общая стоимость которой оценивалась более чем в 1 млрд рублей, а также земельном участке на Рублевке площадью 42,5 тыс. кв метров и стоимостью 2,8 миллиарда.

О панических настроениях Костина свидетельствует тот факт, что банкир через суд добился масштабной зачистки интернета от любой информации, содержавшей упоминания о его «романтических отношениях».

«Под запрет попало около 1000 публикаций, юристы называют это прецедентом», – констатировали «Ведомости.



Появлялись сообщения о том, что «пакетная блокировка» Роскомнадзора обошлась Костину в 300 тыс. долларов. Как уже было сказано выше, сотрудникам РБК было в жестком порядке рекомендовано не лезть не в свое дело, вот только после этого сама Елизавета Голикова долго в медиахолдинге не задержалась: в августе 2019 года она ушла с поста руководителя объединенной редакции для того, чтобы заняться работой«не связанной с журналистикой».

Кто «сливал» компромат будущему лидеру протеста?

Итак, Григорий Березкин прекрасно понимает, что в некоторых случаях «молчание – золото». И легкое заигрывание РБК с темой прошлогодних январских протестов, проходивших под лозунгами поддержки Алексея Навального (включен Росфинмониторингом в список лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к терроризму и экстремистской деятельности), еще не свидетельствует о приверженности его владельца свободе слова и прочим либеральным ценностям.

Впрочем, определенные симпатии можно объяснить давним знакомством олигарха с бывшим «оппозиционером №1». Как выяснилось, именно служба безопасности «ЕСН» в 2010 году «слила» тогда еще мало известному широкой публике блогеру Навальному предназначавшиеся для служебного пользования результаты проверки «Транснефти» Счетной палатой. Документы легли в основу сенсационного расследования, посвященного хищению 4 млрд долларов при строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Разоблачения попили достаточно крови президенту нефтяной компании Николаю Токареву, обвинившему Навального в «дестабилизации работы нефтетранспортной монополии». Причиной информационной атаки называликонфликт, связанный с продажей Березкиным доли в нефтеналивном терминале «Сковородино», на которую претендовала «Транснефть».

В следующий раз набирающий популярность оппозиционер понадобился олигарху в 2013 году, когда возникла необходимость «мочить» бывшего в то время главой РЖД Владимира Якунина. Итогом неформального сотрудничества стал резонансный материал о наличии у чиновника элитной недвижимости, включая домовладение в подмосковном Акулинино с так называемым «шубохранилищем»– специальным помещением для хранения шуб.

Позже выяснилось, что дыма без огня действительно не бывает: уже после ухода в отставку Якунин в беседе с журналистом «Би-би-си» подтвердил наличие у него «маленького помещения, где хранятся меха... какие-то шубы из Сибири и так далее». И снова главным заинтересантом «шубного скандала» называли Березкина, рассчитывавшего скомпрометировать главу железнодорожной монополии с целью занять его место. Однако хитрый план провалился: отставка Якунина произошла двумя годами позже, а пришедшего ему на смену Олега Белозерова СМИ связывали с влиятельным околокремлевским кланом Ротенбергов.

«Друг Медведева» дистанцируется от Кремля

Из всего сказанного выше можно сделать закономерный вывод: имея собственные медиа-ресурсы господин Березкин, тем не менее, предпочитает загребать жар чужими руками и в его положении это вполне закономерно: ведь он является плотью от плоти российской деловой элиты и человеком, близким Кремлю. Например, «Коммерсант» писал о его дружбе с Дмитрием Медведевым, с которым бизнесмен познакомился еще в начале 2000-х. По информации «Ведомостей», в 90-х он вел совместный нефтяной бизнес с Романом Абрамовичем, несмотря на ссору с которым смог остаться «на плаву». При желании в сети можно найти публикации, где упоминается о тесных связях Березкина с главой «Газпрома» Алексеем Миллером.

Правда, истории с Якуниным и Токаревым служат наглядными примерами того, что, имея дело с Березкиным, особо доверять ему не стоит.

«Хорошо знающие главу ЕСН люди вообще отмечают отсутствие у него каких-то принципов. Скажем, партнерство для Березкина заканчивается тогда, когда оно перестает быть выгодным. Под «выгодой» же он понимает возможность извлекать прибыль фактически из ничего, навязывая свои посреднические услуги и практически всегда действуя в связке с чиновниками, которые обеспечивают практически безграничный доступ к государственным ресурсам и прикрытие для коррупционных схем. Сфера деятельности при этом не имеет значения, главное – получать сверхприбыли. При этом часто отмечается, что Березкин действует в интересах других высокопоставленных чиновников или государственных управленцев», – такую нелицеприятную характеристику дает олигарху издание «Век».


Удивительно, что со столь «ярким» бэкграундом Березкин обращается к услугам лоббистов и пытается убедить Запад в своей якобы «оппозиционности»! Хотя о его возможных планах отъезда из России СМИ упоминали неоднократно. Своеобразным подтверждением этого может служить продажа олигархом части принадлежавших ему активов, например, холдинговой компании «Гаммафинанс», контролировавшей ряд предприятий, являющихся крупными участниками энергетического рынка.

Кроме того, миллиардер в свое время смог получить паспорт Кипра по программе «гражданство в обмен на инвестиции». Вот только в минувшем апреле стало известно о намерении кипрских властей лишить Березкина столь важного для него в сегодняшних условиях документа. Произошло это сразу же после включения бизнесмена в санкционный список ЕС. В итоге под угрозой конфискации оказалась принадлежащая его семейству и оформленная на французскую компанию «SCI Sunny Day» элитная заграничная недвижимость – шесть шале в курортном Куршевеле, стоимость которых оценивается в 5 млн евро. Итак, сегодня олигарх решил идти ва-банк, подав иск в люксембургский суд и оплачивая реабилитирующие его публикации в западной прессе. Вот только гарантии того, что эти усилия принесут ожидаемые результаты, ему вряд ли кто-то может дать: в Европе Березкина никто не ждет.

Резонанс

Аналитика

Теги